МОСКВА
Šī e-pasta adrese ir aizsargāta no mēstuļu robotiem. Pārlūkprogrammai ir jābūt ieslēgtam JavaScript atbalstam, lai varētu to apskatīt.
дикция и орфоэпия
Дикцией называется степень разборчивости в артикуляции звуков и произнесении слов и фраз. Публичная речь предполагает хорошую дикцию и должна отличаться от разговорной - быть более отчетливой, крупной, яркой, выразительной.
При всем разнообразии речевых отклонений опыт нескольких поколений логопедов и театральных педагогов убеждает — в большинстве случаев нарушение дикции вызвано не органическими дефектами речевого аппарата, а давно устоявшимися неправильными привычками произношения. Многим людям свойственны вялые губы, неповоротливый язык, неподвижная нижняя челюсть, речь сквозь зубы, небрежная,"смазанная" артикуляция, "съедание" звуков – всё это ведёт к нарушению произношения. Даже при отсутствии звуковых искажений недостаточная артикуляция делает речь нечеткой. Хорошая дикция требует развитых артикуляционных мышц. Тренировка дикции позволит устранить зажимы речевого аппарата, отработать движения языка, губ, нижней челюсти, необходимые для правильного произношения звуков речи и их сочетаний.

Речевой аппарат состоит из подвижных и неподвижных частей. К подвижным частям относятся губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо с маленьким язычком; к неподвижным — зубы, верхняя челюсть, альвеолы (ячейки, в которых «сидят» своими корнями зубы). В зависимости от того, какое положение примут подвижные части речевого аппарата, образуется тот или иной членораздельный звук — гласный или согласный.
коррекция речевых недостатков
В большинстве случаев дикционный тренинг направлен на исправление случайно приобретенных артикуляционных привычек, которые имеют неорганический характер и могут быть скорректированы за счет нахождения подходящего способа артикуляции.
Исправление речевых недостатков у взрослых, как показывает практика, процесс более сложный, нежели постановка звуков у детей, у которых артикуляционные навыки родного языка менее прочны и менее автоматизированы. Главная задача тренинга заключается в формировании правильных и торможении неправильных артикуляционных привычек. С физиологической точки зрения, коррекция звука есть ничто иное, как создание нового условного рефлекса.
Дикционный тренинг всегда ограничен особенностями строения речевого аппарата, которые всегда влияют на чистоту речи. Длинный и массивный язык приводит к широкому спектру звуковых искажений. Ярко выраженный неправильный прикус всегда отражается на дикции, например, недоразвитие нижней челюсти провоцирует призубный сигматизм («тупое» С). Редко расположенные зубы не позволяют языку фиксировать согласные. Уздечка, чересчур коротко держащая язык, бывает причиной картавости, а короткая уздечка нижней губы – одной из причин искажения свистящих. Расщелины мягкого неба порождают гнусавость. Эти и другие так называемые органические особенности речевого аппарата требуют медицинского вмешательства.
литературное произношение
Подобно тому, как существуют нормы правописания, называемые орфографией, существуют и правила произношения, называемые орфоэпией. Их знание необходимо для исправления говора, т.е. особенностей интонации и произношения, свойственных той или иной местности.
Следует признать, что говор – это не речевой недостаток, а закономерное региональное явление больших территорий. Так, в Москве тоже наблюдается свой говор – московский говор. Однако только он для русского языка считается образцовым. Начиная с XVIII века, русская орфоэпия опирается именно на московские произносительные нормы.
При всем разнообразии диалектных произношений можно выделить основные признаки немосковского говора, особенно заметного в интонационном рисунке речи и звучании гласных звуков, которое зависит от их положения в слове относительно ударения. В эталонной московской речи только ударная гласная произносится полностью и звучит длинно. Все другие гласные (предудараные и заударные) произносятся короче (количественная редукция) и часто меняют свое звучание (качественная редукция).
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ РЕДУКЦИЯ
Несоблюдение длины ударной и безударных гласных (многоударность) является самым частым проявлением говора.
В этих случаях все гласные в слове принимают на себя ударение, произносятся длинно, без сокращения — например, кАлАкОльчИк. Обнаружить такой говор нетрудно. Для его устранения необходимо учиться произносить безударные гласные коротко и выделять ударением только одну гласную — ударную гласную. При этом важно знать, что слишком «сжатые» безударные гласные и произнесение слова без единого ударения являются другим широко распространенным признаком говора.
КАЧЕСТВЕННАЯ РЕДУКЦИЯ
Многоударность иногда сочетается с отсутствием качественной редукции гласных — самым заметным и иногда пародируемым проявлением говора.
Литературное произношение требует замены некоторых безударных гласных. Например, безударная O произносится либо как короткое А, либо как звук средний между А и Ы (в зависимости от положения в слове). Так, слово "Москва" пишется через О, а произносится через А, а в слове "молоко" все гласные О звучат по-разному, и при этом по продолжительности безударные гласные всегда короче ударной.
ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
Обучение искусству публичной речи проходит в двух разных образовательных форматах - в виде вводного, установочного онлайн-курса ПРАВО ГОЛОСА® и расширенного, углублённого очного курса ВО ВЕСЬ ГОЛОС® в Риге и Москве.
Все занятия в Студии публичной речи ПРАВО ГОЛОСА® проводит театральный режиссер, педагог по сценической речи, представитель Voice and Speech Trainers Association (VASTA) в России и Латвии, лауреат Российской национальной оперной премии «ОНЕГИН» (2016) Мстислав Пентковский.
Мы гордимся своим опытом, мы ценим собственные знания, мы передаём их вам. Хотите большего? Стремитесь к лучшему? Присоединяйтесь!

