ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

Постановка голоса — это развитие его основных характеристик, таких как сила, высота и тембр. Разберемся в основных акустических свойствах голоса.

Сила голоса (громкость) – субъективное восприятие амплитуды колебаний голосовых складок. Сила голоса находится в прямой зависимости от давления выдыхаемого воздуха — чем сильнее выдох, тем больше амплитуда колебаний складок и тем сильнее воздействие звуковых волн на барабанную перепонку уха, что и является субъективным восприятием громкого голоса.

Высота голоса – субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок (чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук). Существует ярко выраженная закономерность: чем толще и длиннее голосовые складки, тем голос ниже и, наоборот, чем короче и тоньше голосовые складки, тем голос выше (аналогично струнам гитары). Так, голосовые складки мужчин (22-25 мм) всегда длиннее женских (18-20 мм), и обычно мужской голос звучит на октаву ниже женского.  Голосовые складки колеблются не только всей своей длиной, производя основной тон, но и своими более короткими частями – половинами, третями, четвертями и т.д., создавая обертоны (частота этих колебаний будет в 2, 3, 4 и более раз выше основного тона).

Тембр голоса складывается из совокупности колебаний голосовых складок и результата работы резонаторов (усилителей голоса). Индивидуальное сочетание обертонов и обуславливает определенную «окраску» звука, наличие которой позволяет узнавать людей по голосу. Тембр голоса зависит от природного строения голосового аппарата, и поэтому мельчайшие особенности его функционирования определяют неповторимость человеческого голоса.  

Полости резонанса, окружающие голосовой аппарат, лежат выше и ниже гортани. Вверх от гортани звуки попадают в полости рта и носа и отражаются здесь от твердых поверхностей — твердого неба, зубов, стенок в глубине носовой полости. Головной резонанс можно обнаружить в виде вибраций черепа, положив руку на темя. Ниже гортани звуки получают отражение в грудной полости — трахее и крупных бронхах. Стенки этих органов твердые, хрящевые и легко отражают звук. На низких звуках возникает ясно ощутимое дрожание грудной клетки. Грудной голос богат обертонами, имеет особую полноту, кажется более громким. Пение допускает звучание голоса в одном из этих регистров, разговорная речь обычно использует обе системы одновременно.

Постановка голоса – длительный процесс. Развить можно и объем, и силу, и диапазон голоса, а также  его  выносливость, гибкость, выразительность.  За счет верхних резонаторов достигаются такие качества голоса, как звонкость, полетность, яркость, а за счет нижних резонаторов  – насыщенность, теплота, мягкость, сила, мощь. Подобное разделение функций каждого резонатора во многом условно, так как четко разграничить их невозможно. Весь наш речевой аппарат, все наше тело – сложный и удивительно устроенный резонатор. Поставить голос — это прежде всего развить и укрепить, улучшить и до какой-то степени обогатить голосовые данные человека.