Подобно тому, как существуют нормы правописания, называемые орфографией, существуют и правила произношения, называемые орфоэпией. Их знание необходимо для исправления говора, т.е. особенностей интонации и произношения, свойственных той или иной местности.

Следует признать, что говор – это не речевой недостаток, а закономерное региональное явление больших территорий. Любая местность имеет особенности произношения. Так, в Москве наблюдается свой говор – московский говор. Однако, только он для русского языка считается образцовым. Начиная с 18 века, русская орфоэпия опирается именно на московские произносительные нормы. Цель занятий по орфоэпии – преодоление местного говора и развитие традиционной московской речи.

При всем разнообразии диалектных произношений можно выделить основные признаки немосковского говора.

Характер произнесения гласной зависит от ее положения в слове относительно ударения. В русском языке ударение в слове только одно и может падать на любой слог. Соответственно, гласные бывают ударные, предударные и заударные. В московской речи только ударная гласная произносится полностью и  звучит длинно. Все другие гласные произносятся короче (количественная редукция) и часто меняют свое звучание (качественная редукция).

Несоблюдение длины ударной и безударных гласных (многоударность) является самым частым проявлением говора. В этих случаях все гласные в слове принимают на себя ударение, произносятся длинно, без сокращения — например, кАлАкОльчИк. Обнаружить такой говор нетрудно. Для его устранения необходимо учится произносить безударные гласные коротко и выделять ударением только одну гласную — ударную гласную.  При этом важно знать, что слишком «сжатые» гласные и произнесение слова без единого ударения являются другим широко распространенным речевым недостатком.

Многоударность иногда сочетается с отсутствием качественной редукции гласных — самым заметным и часто пародируемым признаком говора. Литературное произношение требует замены некоторых безударных гласных. Например, безударная O произносится как А.  Так, слово Москва пишется через О, а произносится через А, и при этом по продолжительности безударная гласная всегда короче ударной — МасквА. Качественной редукции подвергаются только безударные гласные О, Е и Я.