литературное произношение
Подобно тому, как существуют нормы правописания, называемые орфографией, существуют и правила произношения, называемые орфоэпией. Их знание необходимо для исправления говора, т.е. особенностей интонации и произношения, свойственных той или иной местности.
Следует признать, что говор – это не речевой недостаток, а закономерное региональное явление больших территорий. Так, в Москве тоже наблюдается свой говор – московский говор. Однако только он для русского языка считается образцовым. Начиная с XVIII века, русская орфоэпия опирается именно на московские произносительные нормы.
При всем разнообразии диалектных произношений можно выделить основные признаки немосковского говора, особенно заметного в звучании гласных и интонационном рисунке речи. Характер произнесения гласной зависит от ее положения в слове относительно ударения. Соответственно, гласные бывают ударные, предударные и заударные. В московской речи только ударная гласная произносится полностью и звучит длинно. Все другие гласные произносятся короче (количественная редукция) и часто меняют свое звучание (качественная редукция).
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ РЕДУКЦИЯ
Несоблюдение длины ударной и безударных гласных (многоударность) является самым частым проявлением говора.
В этих случаях все гласные в слове принимают на себя ударение, произносятся длинно, без сокращения — например, кАлАкОльчИк. Обнаружить такой говор нетрудно. Для его устранения необходимо учиться произносить безударные гласные коротко и выделять ударением только одну гласную — ударную гласную. При этом важно знать, что слишком «сжатые» безударные гласные и произнесение слова без единого ударения являются другим широко распространенным признаком говора.
КАЧЕСТВЕННАЯ РЕДУКЦИЯ
Многоударность иногда сочетается с отсутствием качественной редукции гласных — самым заметным и иногда пародируемым проявлением говора.
Литературное произношение требует замены некоторых безударных гласных. Например, безударная O произносится либо как короткое А, либо как звук средний между А и Ы (в зависимости от положения в слове). Так, слово "Москва" пишется через О, а произносится через А, а в слове "молоко" все гласные О звучат по-разному, и при этом по продолжительности безударные гласные всегда короче ударной.
СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Обучение искусству публичной речи проходит в двух разных форматах - в виде вводного и установочного онлайн-курса ПРАВО ГОЛОСА® или расширенного и углублённого очного курса ВО ВЕСЬ ГОЛОС® в Риге и Москве.
Все занятия проводит театральный режиссер, педагог по сценической речи, представитель Voice and Speech Trainers Association (VASTA) в России и Латвии, лауреат Российской национальной оперной премии «ОНЕГИН» (2016) Мстислав Пентковский. Мы гордимся своим опытом, мы ценим собственные знания, мы всегда рады новым слушателям. Хотите большего? Стремитесь к лучшему? Присоединяйтесь!