внутренняя свобода
Свободное звучание голоса – необходимое условие публичного выступления. Уверенность в себе, владение вопросом, внутренняя убежденность и собранность являются психологической основой полноты звука. Внутренняя свобода всегда проявляется в публичной свободе, которая придаёт человеку особую привлекательность.
Среди множества видов страхов, известных современному человеку, боязнь публичного выступления относится к самым распространенным. Смутный страх, ожидание неблагоприятного развития событий возникает в ситуации, когда еще нет реальной опасности для человека, но он её ждёт, предчувствует, боится не справиться, беспокоится. Кто-то буквально "ходит из угла в угол" и не может "усидеть на месте" от охватывающих чувств перед публичным выступлением.
Чрезмерное волнение приводит к эмоциональному и физическому напряжению - неспособности разумно мыслить, действовать и говорить, сбивчивости речи, зажиму артикуляционного аппарата, невозможности сконцентрироваться, ухудшению памяти, а также беспокойству по мелочам, нетерпеливости, раздражительности, учащенному дыханию и сердцебиению, ощущению кома в горле и сухости во рту, суетливости и резкости в движениях, дрожанию в коленях, трясущимся или сжатым рукам, резкой бледность или яркому румянцу, потливости, ощущению жара или холода и т.д. Соотношение и вараженность этих симптомов всегда индивидуальны и зависят от особенностей вегетативной нервной системы. В любом случае такое состояние может испортить любое, даже отлично подготовленное выступление.
Зависимость от мнения других людей - частая причина причина боязни публичного выступления. Страх перед чужим восприятием не позволяет человеку быть собой, выразить и реализовать себя, добиваться своих целей. Сколько упущенных возможностей связано только с боязнью осуждения! Во многом это связано с базовой потребностью человека в принадлежности к общности, в одобрении и принятии окружающими, в страхе быть отвергнутым.
В первобытные времена выжить в одиночку было невозможно. Дальнейшая эволюция учила людей подстраиваться под людей вокруг, предугадывать ожидания других, смиряться с чужими правилами - эти социальные навыки обеспечивали выживание человека в обществе. "Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!" - восклицает один из героев А.С. Грибоедова в начале XIX века. В результате сегодня, в начале XXI века, многие люди готовы на всё, лишь бы про них не подумали плохо. Опасаясь критики, люди избегают любой публичности, стараются промолчать, "отсидеться", "не высовываться". Но если им все-таки приходится выступать, они либо сильно спешат, чтобы их дослушали до конца, либо говорят вполголоса, извиняясь за свое появление.
Какие бы страхи ни владели человеком, все хотят признания, востребованности, подтверждения собственной значимости. Все хотят быть в центре внимания, даже если избегают его любой ценой. Все переживают о своих недостатках, даже если это тщательно скрывают. Всегда стоит помнить, что незнакомый человек воспринимается другими не крупным планом, а комплексно, во всем своем многообразии и как часть пространства, в котором находится. Да, вы можете быть сконцентрированы на своих имеющихся недостатках, но окружающие видят вас иначе - общим планом, без подробностей и, вероятно, не заметят отдельные особенности на фоне множества других деталей.
К тому же было бы большой ошибкой думать, что все глаза мира устремлены на вас, ваши достоинства и недостатки. Обидно, но, скорее всего, на них вообще никто не обратит внимание, т.к. в момент публичного выступления все думают не о вас, а об информации и своей пользе, которые от вас исходят. К тому же окружающим нет никакого дела до ваших недостатков. Все заняты исключительно собой, а размышлением о вас люди займутся в последнюю очередь. Когда такая мысль случайно закрадётся в чью-то голову, она продержится там не больше секунды, а потом внимание человека вернётся к собственным проблемам.Если кто-то и заметит чужие недостатки, то только потому, что у него есть такие же, как у вас, и ваши ему напоминают о своих. Обычно же люди тратят своё время на пустое разглядывание только тех, кто является предметом всеобщего интереса, и тех, с кем они себя идентифицируют.
Очень часто неуверенность в себе, зависимость от отношения окружающих, поиск авторитетных мнений и необходимость нравиться другим (казаться умным, красивым, приятным, обаятельным...) является результатом низкой самооценки, которая формируется в детстве под воздействием условий жизни и воспитания с избытком критики и ожиданий. Запугивание в детском возрасте, сравнение с другими детьми, негативное восприятия в школе и дома, некорректные замечания с целью вызвать у ребенка стремление стать еще лучше, а также крепкие отчественные традиции подавления личности - прямая дорога к ощущению неполноценности и боязни самовыражения. К тому же, дети часто копируют поведение взрослых, которые не меньше их боятся выделиться, оказаться не ко двору, получить общественное порицание.
Не стоит мгновенно обвинять родителей и учителей - они вряд ли могли дать то, чего не имели сами. Лучше вспомнить, что самоощущение может корректироваться в дальнейшей жизни. Да, и чувство собственного достоинства - величина непостоянная. Любые сомнения, которые человек испытывает в отношении себя, своих данных и своих способностей, являются не истиной, а суммой утверждающих и ограничивающих убеждений, и их можно изменить или компенсировать, восполняя низкую самооценку и недостаток самоуважения.
Уверенный человек может позволить другим думать о себе плохо.
Он больше доверяет своим идеалам, ценностям и установкам, чем чужому мнению, особенно мнению тех, кого видит в первый и последний раз. И уж точно не позволит случайным людям и их реакциям влиять на качество своей жизни, бесценной и неповторимой. Однако внутренняя уверенность не выражается в демонстративном пренебрежении поведенческими, моральными и эстетическими нормами окружающих - результаты таких упражнений поверхностны, ненадежны, малопривлекательны и, скорее, свидетельствуют об обратном. Самоуважение и высокая самооценка, дающие собственную значимость и внутреннюю свободу, опираются на осознание своей уникальности, своей ценности, своих достоинств, своих достижений.
Подготовка по существу вопроса снимает огромную долю волнения.
Человек всегда волнуется при неорганизованности и неподготовленности выступления, когда знает его слабые и уязвимые места (четкость и ясность мысли, текст, логика, мотивировка сказанного). У вас будет меньше оснований испытывать беспокойство, если вы вполне готовы к предстоящему выступлению. Быть готовым – значит освоить тему настолько хорошо, что, находясь перед аудиторией, вы уже не беспокоитесь ни за мысли, ни за словаб ни за развитие событий.
Эмоциональное напряжение является причиной физического напряжения.
Постоянное эмоциональное и, соответственно, физическое напряжение часто имеет глубокие социальные причины. Русскоязычные люди, по большей части, тревожны, закрыты, недоверчивы, постоянно ожидают обмана и опасности. Оглянитесь вокруг себя. Вы заметите сведенные брови, наморщенный лоб, опущенные уголки губ. Часто взгляд вниз, под ноги, несколько исподлобья, либо сверху вниз. Фигуры напряжены, движения резкие и скованные. Не спешите винить себя - природная естественность, раскованность и расслабленность появляются только тогда, когда общество предлагает человеку чувство защищенности и безопасности. Видимо, постоянное внутреннее напряжение остается механизмом самозащиты, необходимым чтобы "держать удар" и не оказаться "униженным и оскорбленным".
В то же время всё большее количество людей подвержено и генерализованной тревоге, когда к эмоциональному и физическому напряжению добавляются быстрая утомляемость, слабость, усталость, нарушения сна, нехорошие предчувствия, необычные телесные ощущения и другие физические проявления, приводящие к снижению качества жизни и нарушению социальной активности. Эти и другие тонкие вопросы, связанные с глубинными установками, находятся за пределами курса публичной речи и требуют квалифицированного подхода к их решению.
Речеголосовой тренинг исходит из того, что мышечная скованность не позволяет полноценно функционировать дыхательному, голосовому и артикуляционному аппарату. Обычное чувство страха приводит в движение все защитные системы организма, в результате чего возникает физический зажим, особенно в шее и плечах. Очень важно научиться находить его и снимать, фиксируя зоны повышенного напряжения и добиваясь мышечной свободы. Этот навык - внимание к состоянию тела и снятие физического напряжения - в обратной последовательности помогает внутренней свободе и её внешним проявлениям, позволяет контролировать эмоциональное состояние и не выдавать собственное волнение.
Взаимозависимость эмоционального и физического напряжения можно долго и с интересом обсуждать, однако вернемся к основам внутренней свободы и вспомним слова выдающейся российской актрисы:
«Пожалуйста, верьте в себя, любите, ничего не бойтесь, будьте свободными, рискуйте. Понимаете, жизнь такая штука, что вроде бы ты вот молодой, молодой, молодой, а потом бац — и конец. Оглядываешься и думаешь о том, как много всего не сделал, потому что боялся, стеснялся, струсил... Не надо ничего бояться. Рискуйте. Пусть даже вы ошибётесь. Это жизнь. И главное, конечно, любите друг друга. Всегда, каждую минуту»
— Людмила Гурченко
СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Студия ораторского искусства "ПРАВО ГОЛОСА" предлагает два формата занятий - короткий онлайн-курс ПРАВО ГОЛОСА® и расширенный очный курс ВО ВЕСЬ ГОЛОС®.
Мы гордимся своим опытом, мы ценим собственные знания, мы всегда рады новым слушателям. Хотите большего? Стремитесь к лучшему? Присоединяйтесь!